Необычные истории Оренбурга

Необычные истории Оренбурга
Пройдясь по старинной Советской улице Оренбурга, которая ранее называлась Николаевской, вы познакомитесь с необычными историями города, раскроете тайну его трёхкратного рождения, сможете трижды загадать желания и определить сбудется ли одно из них.
Здание администрации, расположенное на Советской 60, одно из интереснейших зданий Оренбурга. Это здание строилось в годы Первой Мировой войны, с 1914 по 1916 годы. Однако полностью работы были завершены в 1926 году. Автор этого архитектурного сооружения - архитектор Иван Федорович Курецкий. В его проекте переплетена смесь эклектики с элементами эпохи модерна. С самого начала здание занимало общество взаимного страхования от огня. Также оно было предназначено для двух банков, при этом общий операционный зал находился на втором этаже. В здании были оборудованы лифты, несмотря на то, что это было большой редкостью для того времени.. На пятом этаже располагались квартиры для сотрудников, что являлось обычным делом для того времени. Ранее было так устроено, что врачи жили рядом с больницей, учителя, рядом с гимназией и т.д. Здание украшено лепниной и орнаментами. Присутствуют маскароны, это две мужских головы под балконами третьего этажа, скульптуры атлантов, мансарда. Атланты отображены с элементами промышленных изделий. Так например, мужчина в шлеме с крыльями символизирует торговля, а мужчина с серпом и колосом - сельское хозяйство. Также присутствуют атланты, символизирующие армию, строительство и тяжёлую промышленность. Здание уже реставрировали. Ни его ремонт было затрачено около 34 миллионов рублей. Дом номер шестьдесят на улице Советской Недаром всех прохожих притягивает взгляд. Столь непростой проект создал Иван Курецкий, И непростые люди в нём издавна сидят. Весь дом как в кружевах, в лепнине из узоров, Балконы и колоны, уставленные в ряд. Атланты всех трудов стоят среди декоров И зорко с высока на горожан глядят.
Казанский собор - православный храм, воздвигнутый в неовизантийском стиле по проекту Ященко. В конце 19 века население Оренбурга разрослось, и генерал-губернатор Николай Андреевич Крыжановский принял решение построить в центре города новый кафедральный храм. Начался сбор средств и пожертвований на строительство собора. Первоначальные проекты членов Императорской академии художеств Леонова и Шреттера оказались дорогостоящими, более подходящий проект разработал академик архитектуры Ященко. Строительные работы по возведению храма начались в 1888 году, а закончились они в 1894 году. В сборе средств участвовали как православные, так и мусульмане. На строительство принимались пожертвования всех граждан. Так например купчиха Иванова Мария Львовна пожертвовала 30 тысяч рублей на писание икон, устройство иконостаса и отливание колоколов. Кстати колокола отливал мастер, который участвовал в отливании колоколов и для Храма Христа Спасителя. По середине храма был воздвигнут самый большой купол, который с трёх сторон облегали ещё три купола, с возвышающимися между ними четырьмя колокольнями. Весь собор внутри был расписан живописью и орнаментами. В центре находился главный алтарь, но кроме него ещё были два придела: во имя Святителя Николая Мирликийского чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. В храме находилась точная копия иконы Казанской Богоматери. Она почиталась, как чудотворная. Среди икон были работы художника Владимира Маковского. На одном из пилястров была помещена картина Маковского «Явление Богоматери преподобному Сергию». Современники называли собор третьим по величине и красоте в России, после Храма на Крови и Исаакиевского собора. В 1891 году цесаревич Николай Александрович, возвращаясь из путешествия по Китаю и Японии, посетил строящийся храм. Кстати собор был одним из первых зданий Оренбурга, где в 1899 году появилось электричество. В 1930-х годах советскими властями было принято решение об уничтожении собора. Четыре года взрывали и разрушали храм. 31 октября 2001 года состоялось освящение собора в честь Казанской иконы Божией Матери по ул. Дзержинского д. 25, который считается правопреемником Казанского собора. В сквере у Дома Советов на месте взорванного Казанского кафедрального собора теперь стоит поклонный крест и памятный камень. На месте храма Среди Оренбурга храм дивный стоял, Своей красотою творцов прославлял, В молитвах покой помогал обрести, Но власти велели храм Божий снести. Четыре зимы разрушали его, С тех пор вместо храма тут нет ничего. Лишь памятный камень да крест здесь стоят, Что память людскую о храме хранят.
История города Оренбурга уже интересна тем, что город трижды основывали, т.е. поочерёдно в трёх разных местах. Впервые город- крепость была заложена 31 августа 1735 года И.К. Кирилловым на берегу реки Орь для защиты юго-восточных границ России. В настоящее время на этом месте расположен город Орск. После Кириллова, он умер от туберкулеза, начальником Оренбургского фортпоста назначили В.Н. Татищева. Место Оренбургской крепости Татищеву не понравилось. К тому же по весне эти места затапливались. И он решил перенести крепость на новое место, а именно на Красную гору. Однако назначенный после Татищева И.И. Неплюев тоже решил перенести крепость и развернул строительство на более подходящем, на его взгляд, месте. Именно здесь сейчас и располагается центр Оренбурга. 1743 год считается годом рождения города. Есть в центре монумент гранённый О том, как трижды был рождённый Сам Оренбург, и монолит Про то историю хранит. Что был защитой от набега С Кирилловым на Орьском бреге, Затем в Татищевой поре Стоял на Красной он горе. Но лишь Неплюев, власть держащий, Воздвигнул город настоящий. Чтобы отчизну защитить, Он ныне там, где должен быть.
Памятник установлен в 1998 году в Оренбургском парке имени Полины Осипенко, в центре города, на пересечении улиц Советская и Краснознамённая. Сделан памятник из бронзы и гранита. Его высота достигает два метра. Композиция представляет собой увлечённую беседу поэта Александра Пушкина и чиновника Даля во время прогулки. Скульптор – оренбурженка Надежда Петина, заслуженный художник России. Архитектор – Станислав Смирнов. Инициатива установки памятника принадлежит председателю правительства России Виктору Степановичу Черномырдину. Памятник окружён небольшим сквером, с установленными в нём фонарями и скамьями, специально изготовленными на сталелитейном заводе города Касли. Это место для установки памятника выбрано не случайно. В ХIX веке на этом месте располагалась каменная церковь святых Петра и Павла. Эту церковь во время своего путешествия в Оренбург посетили Пушкин и Даль. С приходом к власти большевиков, церковь была уничтожена. Для напоминания о ней был установлен равновеликий (греческий) крест, символизирующий православную веру. Александр Сергеевич Пушкин приехал в Оренбург 18 сентября 1833 года, с целью собрать материал о пугачёвском восстании. Сопровождал его Владимир Иванович Даль, служивший в то время в канцелярии Оренбурга. На основе собранного материала Пушкин написал «Историю Пугачева» и «Капитанскую дочку». Когда-то вместе Даль и Пушкин Бывали в каменной церквушке. Годами стёрся тот визит, Теперь здесь памятник стоит. В нём двух творцов отчизне служба, Увековеченная дружба. И ныне бронза и гранит Беседу гениев хранит.
Башня с часами курантами – это один из узнаваемых символов города Оренбурга. Она была пристроена к трёхэтажному многоквартирному жилому дому, стоящему на пешеходной центральной улице города. Идея строительства башни на улице Советской(ранее Николаевской) принадлежит главе города Дмитрию Гаранькину. Высота кирпичной башни достигает 35 метров. Её открытие состоялось на 250-летие со дня основания Оренбурга. Первые часы-куранты на башне появились в 1985 году. Они были изготовлены на часовом заводе города Кривой Рог по чертежным работам Николая Кузнецова и привлечённого к работе над проектом архитектора А.С. Иванова. Однако основные задумки проекта удалось воплотить только в 2013 году. Теперь каждый день в 12.00 и 17.00 под звон колоколов, играющих известные горожанам мелодии, из проёмов башни выезжают пластиковые фигуры значимых личностей, связанных с историей города. Александр Пушкин, Юрий Гагарин, пуховница, газовик, солдат и другие. Высота фигур около 1,5 метра. К сожалению в работе курантов иногда происходят сбои. Однако это привело к созданию поверья среди местных жителей. Считается, если загадать желание, и колокола пропоют, а фигуры покажутся, то желание непременно сбудется. Средь города под небесами Есть башня с дивными часами, Когда колокола звонят, Куранты чудеса творят. Любой прохожий в ожиданье, С надеждой загадав желанье, Не отводя от башни глаз, Ждёт бой курантов каждый раз.
Необычная скульптура – копилка бездомным животным установлена в Оренбурге 10 декабря 2014 года на центральной улице города – Советской. Бронзовый пёс высотой около 60 сантиметров сидит на канализационном люке. В люке сделана прорезь для того, чтобы была возможность бросить монету. Все собранные необычной копилкой средства идут общественной организации “Подари им жизнь” и используются для нужд благотворительной деятельности: лекарства, корма и другое, необходимое для ухода за бездомными животными. Именно благодаря инициативе этой организации, а также добровольным пожертвованиям неравнодушных граждан было собрано около 400 тысяч рублей, необходимых для создания и установки памятника. Ознакомится с отчётами о движении денежных средств, а также со всей благотворительной деятельностью организации может любой желающий на их странице в социальной сети. Эта скульптура помогла привлечь внимание общественности к проблемам бездомных животных в Оренбурге. Средь городских сует обычных На люке греется привычно Забавный, дружелюбный пёс. Из бронзы всё: и хвост, и нос. Бездомным братьям помогает, В копилку средства собирает, На кров, лекарства и еду Для тех, кто вдруг попал в беду. На службе пёс и день и ночь, Чтоб каждый смог другим помочь.
Скульптура "Толковый словарь Даля" установлена 14 ноября 2019 года Скульптор Александр Сукманов. Бронзовая композиция весом 550 килограммов отображает стоящую на столе чернильницу с гусиным пером и свечой, а также четыре тома словаря. На странице открытого словаря изображены оренбургские слова и портрет Владимира Даля. Идея создания памятника словарю возникла у президента оренбургского благотворительного фонда «Евразия» Игоря Храмова в 2010 году. Российским скульптором Александром Рукавишниковым был создан эскиз памятника, однако реализацию проекта пришлось отложить. В 2019 году была подана заявка на Всероссийский конкурс идей новых достопримечательностей «Культурный след». Более 550 проектов из 74 регионов России были выставлены на голосование. Жители Оренбуржья, Луганска, Парижа, Бишкека, Алма-Аты и Ташкента, русские общины США, Великобритании, Германии и Израиля проголосовали за создание памятника. Многие известные деятели культуры и искусства поддержали эту инициативу. Памятник словарю Даля занял в конкурсе почётное второе место. Финансовую поддержку проекту оказал научно-образовательный союз «Родное слово». Как известно, первое четырёхтомное издание словаря вышло в период с 1863 по 1866 год. С тех пор он постоянно переиздаётся. Лексикографу Владимиру Далю удалось собрать и растолковать истинно народные слова. На это у него ушло 53 года. За это время Владимир Иванович собрал и объяснил около 200 тысяч слов, почти 30000 поговорок, написал много сказок, рассказов, повестей. Именно служа в Оренбурге чиновником особых поручений при военном губернаторе Василии Перовском, Даль взялся за этот кропотливый труд. Толковый словарь безусловно можно считать русским национальным сокровищем. Жив, интересен и велик Не даром русский наш язык. И Даль, собрав по деревенькам, Слова с отливом и оттенком, Приёмам толкованья слов Часть жизни был отдать готов. Теперь сей колоссальный труд Толковым словарём зовут.
Бронзовая скульптура «Сарматский олень» высотой около 2, 1 метр была установлена 27 августа 2010 года по инициативе оператора связи Мегафон. Данная скульптура – точная копия фигуры золотого оленя, который был найден при раскопках в Илекском районе Оренбургской области. В VI-IV веках до н.э. оренбургские края в районе Филипповских курганов населяла высокоразвитая цивилизация скифов-сарматов. Они отличались воинственным нравом, занимались скотоводством. Во время раскопок, проводимых в районе реки Донгуз обнаружили захоронения, которые относились к скифско-сарматскому периоду. В тайниках обнаружили около 600 золотых предметов. Одна из фигур – деревянный олень с ветвистыми рогами, покрытыми золотыми обкладками. Всего было найдено 26 таких оленей. Кроме этого были обнаружены серебрянные и золотые сосуды, золотые оковки от деревянной посуды, золотые накладки и нашивки. Для скифов-сарматов олень был священным животным. Считалось, что он приносит удачу и силу, оберегает здоровье и любовь того, кто до него дотронется. Поэтому в настоящее время среди жителей Оренбурга существует поверье, если потереть нос оленю – непременно к удаче. Нескучной дивною природой Наш край по истине богат, Но оренбургские просторы И тайны древние хранят. Цивилизация сарматов Царила в древние века, И золотые талисманы Хранила в недрах тайника. Теперь стоит среди Советской И талисман и оберег – Олень с ветвистыми рогами, Как память про ушедший век.
Авторская группа памятника «Елизаветинские ворота»: Александр Борисович Емаев, директор городского художественного комбината «Пласт», скульптор Николай Петрович Орешкевич, главный художник Николай Евгеньевич Руднев. Елизаветинские(второе название – Водяные) ворота – историко-архитектурная достопримечательность Оренбурга и Оренбургской области. Расположены они в начале Советской улицы, на Набережной. Подобного памятника архитектуры нет ни в России, ни за рубежом. Но это реконструкция, копия. Воссозданы ворота в 2008 году. Настоящие ворота пожалованы императрицей Елизаветой в 1755 году. Ворота представляют собой две каменные колонны с нишами. В нишах установлены женские скульптуры, держащие в руках щиты и пальмовые ветви. Эти скульптуры называют ангелами или каменными бабами. На перекладине ворот изображены старые артиллерийские пушки, пушечные ядра, ружья и прочая военная атрибутика. В самом центре отображён герб Российской империи с инициалами Елизаветы – И. Р. Е. В 1755 году губернатор Оренбурга Иван Иванович Неплюев благодаря чёткой организации и слаженным действиям оренбургского войска быстро подавил народное восстание башкир. В знак благодарности за служение отечеству императрица Елизавета разрешила изготовить и установить в Оренбурге скульптурные ворота. Эти врата должны быть обращены в сторону степи, где жили киргизы, напоминая им о решительных действиях в случае бунта. Выполняя пожелание императрицы, по приказу Неплюева, ворота были установлены на городском валу в месте пересечения улиц Бурзянцева(ранее улица Безаковская) и Максима Горького(ранее улица Водяная). Елизаветинские ворота ещё называют водяными, потому что когда они стояли возле Юго-западного входа в город, с этой стороны в город завозили воду. Также с этой стороны вода стекала из крепости. Отсюда и пошло такое название. В 1860-е годы, когда Оренбургская крепость была упразднена, Елизаветинские ворота перенесли к месту спуска реки Урал и установили напротив Казённой палаты. Под воздействием климата со временем ворота разрушились. Оставшиеся фрагменты хранятся в государственном краеведческом музее Оренбурга. В 2008 году установлены новые ворота – точная копия Елизаветинских. Существует поверье, что влюблённая пара, которая сфотографируется под Елизаветинскими ворота, непременно дойдёт до брака и будет счастлива. Благодаря краеведу Глебу Десяткову была открыта причина этого поверья. Евсей Блехман, бывший оренбургский фотограф рассказал Десяткову семейную историю, которая и положила начало городской легенде. Однажды его отец Блехман снимал красивые виды на Беловке, рядом с Елизаветинскими воротами. В момент съёмок к фотографу обратился юнкер с юной спутницей с просьбой их сфотографировать. Однако при проявлении негатива выяснилось, что на фотографии юноша получился чуть выше, а не во весь рост, и казалось, что молодая пара вместе с воротами будто парит над рощей! Спустя какое-то время, Блехман снова приехал в Оренбург и опять отправился к Елизаветинским воротам, чтобы сделать новые снимки. Там к нему улыбаясь подошёл молодой человек. Это и был юнкер. Достав из кармана ту самую фотографию, он ещё раз поблагодарил фотографа и сообщил, что они с этой девушкой поженились. На что Блехман ответил, что благодарить надо не его, а Елизаветинские ворота. Потому, что кто под ними со своей любимой сфотографируется – обязательно мужем и женой станут. Вся эта история случилась ещё в дореволюционное время. С той самой поры, когда фотографы делали снимки возле ворот, они непременно рассказывали об их чудодейственной силе. Кстати существует ещё одна свадебная традиция – повесить замок на металлическую ограду за Елизаветинскими воротами, для закрепления брака. Чудны врата Елизаветы. Убрав все распри и запреты, Соединили меж собой Европу с Азией судьбой. И ныне, видно не с проста, Чудные царские врата В союз единый, до венца, Ведут влюблённые сердца.
Один из символов Оренбурга – это перекинутый через Урал, практически в самом центре города, пешеходный мост из Европы в Азию. И сам мост, и роскошная набережная, украшенная лепниной, узорами, многочисленными фонарями, всегда привлекают к себе как местных жителей, так и гостей города. С еропейской стороны моста расположена набережная, а с азиатской – Зауральная роща. Рядом с мостом протянута канатная дорога, по которой можно спуститься в Зауральную рощу. Особенно красив мост в ночное время, когда он окрашен светом фонарей. Мост уникален тем, что соединяет два берега реки, находящихся в разных частях света, так как река Урал символически делит город на Европу и Азию. По центру моста установлены два пограничных столба с гербом Оренбурга. На одной стороне столба надпись «Европа», на другой — «Азия». Самый первый мост был построен ещё в 1835 году. Он был сделан из дерева, и по весне, после того, как Урал выходил из своих берегов, приходилось ставить мост заново. Позже мост построили из свай, но и он постоянно нуждался в ремонте. И только в 1982 году был построен современный пешеходный мост. Длина моста составляет 220 метров, а вес 900 тонн. Урал границей делит белый свет, Природный создавая силуэт. Течёт сквозь Оренбург, страны форпост. Он делит, а объединяет мост. Идущий спуск к мосту красив и крут, Парадные ступени вниз ведут. На страже пограничные столбы, Блистают континенты и гербы. Лишь 200 метров ровного пути Чтоб из Европы в Азию пройти.
В 1853 году губернатор Оренбурга Перовский обратился в министерство внутренних дел с просьбой о строительстве новой кладовой для Оренбургского казначейства. Было решено возвести здание казначейства на средства, взысканные с горожан. Этот сбор назывался «на устройство присутственных мест и тюрем». Здание было построено в 1856 году для хранения архива и казны. По проекту крепостного архитектора-самоучки Ивана Скалочкина, который был родом из деревни Ярославской губернии. Здание построено в стиле поздней готики. Внешне здание похоже на средневековый замок. На башне установили часы, которые ранее находились на Гостином дворе Оренбурга. Позднее, при генерал-губернаторе Катенине здание было отдано под гауптвахту, которая и просуществовала в нём до 1970-х годов. В западной части здания размещалась караульная служба, в восточной – камеры для заключённых. Над входом цветным кирпичом выложена дата «1856». Считается, что здание гауптвахты изображено на одном из полотен оренбургского художника Лукиана Попова — «Городской пейзаж». В настоящее время полотно находится в собрании Оренбургского областного музея изобразительных искусств. В 1995 году указом Президента РФ здание музея получило статус памятника федерального значения. В 1970-х годах перед главным входом в здание разместили палисадник, окружённый оградой в виде металлических шаров с цепями. В 1977 году в палисаднике установили памятник Александру Сергеевичу Пушкину. Автор скульптуры В. Степанян. Музей истории Оренбурга был открыт 30